Наблюдения из того, что сам наиграл.
1. В данный момент баланс построен так, что около 80% жителей должны работать на еду, дабы прокормить себя. С ростом населения (дошел до 500 с небольшим жителей) ничего не меняется.
2. Сады, прежде чем плодоносить, должны вырасти. Растут примерно пару лет. И плодоносят тоже столько же. По-этому смысла в них особого нет.
3. Поля до сбора урожая могут обрабатываться половиной требуемого персонала. Во время сбора лучше максимальное количество жителей послать на работы в поле.
4. Начать собирать можно, имея заполненность поля ~70-80%. В процессе сбора оно дозревает.
5. В начале игры можно поставить хижину собирателя. на первый год она достаточно производительна.
6. Хлеб требует очень много времени и работников на производство. Его производить имеет смысл только для экспедиций (пироги).
7. Прежде чем улучшать большой дом, нужно построить еще один такой же, чтобы жители не умерли от голода во время улучшения (они не могут кушать, если у них нет дома, странно, знаю).
8. Улучшайте хижину дровосека сразу после постройки. Это значительно ускоряет производство дров.
9. Люди обычно заболевают цингой, если едят 1-2 продукта (скудный рацион). Решение довольно простое: построить хижину травника. От цинги житель примет ~8 травы и все пройдет.
10. С бешенством дела обстоят сложнее, для его лечения требуется лавка лекаря. Чтобы избежать бешенства в начале игры (когда лавка непомерно дорогая), следует построить хижину охотника в поселении, чтобы люди не контактировали с дикими животными. Для работы лавки лекаря также требуется трава, собираемая травником. Люди в лавке лекаря лечатся весьма долго, учитывайте это.
11. Чуму лучше предупреждать постройкой похоронных костров (стоят не дорого). На этих кострах жгут умерших. Прогорают умершие очень долго (занимает почти целый сезон), потому рекомендуется ставить по 2 костра рядом, особенно, когда жителей перевалило за 100.
12. В данный момент жители потребляют вместо колотых дров древесный уголь, если он есть. Причина такой логики неизвестна. Потому, чтобы дать возможность пользоваться углем кузнецу, нужно либо больше производства этого угля, либо ставить склад, амбар и производство немного в стороне от остальной деревни.
13. Экспедиции могут не вернуться из плавания (да, такое бывает). При таком раскладе вы теряете корабль. Экспедиция занимает ~9 месяцев, так что, если позволяют ресурсы, можно построить несколько портов и отправлять экспедиции пачками.
14. Если житель застрял/мечется туда-сюда, то возьмите управление над ним и сделайте пару шагов, ИИ придет в себя.
15. Дороги. Стройте хотя бы земляные тропки. Стройте с умом. Если построили, а жители ходят не по тропинке - подумайте еще и постройте им дорогу там, где они ходят. Там, где поток людей по тропинке наиболее большой - снесите тропинку и непожадничайте построить каменную дорогу. Грамотно построенная сеть дорог экономит очень много времени (по каменистой дороге жители идут в 2-2,5 раза быстрее).
16. Не стройте сразу много домов. (в т.ч. общежитие), это повлечет резкое увеличение кол-ва населения и голод.
17. Постройте столько рыбных пристаней, чтобы занять всех(или большинство) фермеров в зимнее время.