Всех приветствую дорогие друзья. В данной статье хочу изложить максимально ту информацию, которой обладаю на тему выбора шлема виртуальной реальности. В ней высказано сугубо личное мнение, которое ни к чему не принуждает, а лишь дает информацию к размышлению. Все выводы сделаны на основе личного опыта использования, того или иного оборудования.
Начну, пожалуй, с продукта, предлагаемого компанией SONY. Sony Playstation VR был первым устройством, предлагающим погрузиться в мир виртуальных миров. В одном из магазинов моего города был организован VR – стенд, для демонстрации возможностей новинки оборудования. И первой (а для меня одной из 3 стоящих игр) игрой стало демо игры Resident Evil 7, под названием «Kitchen».
После увиденного, скачать, что я был в шоке – ничего не сказать. Не имея до этого ни малейшего представления о существующей технологии, да еще и после такого впечатляющего демо, я тут же захотел приобрести данный продукт. Было решено – однозначно брать. После приобретения, распаковки мы видим следующее.
Характеристики Playstation VR
В комплекте была только гарнитура, кабели, блок, диск с демо играми, тряпочка для протирки линз)) Отдельно пришлось докупать два контроллера MOVE, камеру и соответственно игры, не говоря о том, что перед этим была куплена сама Playstation 4. В данный момент можно приобрести полный комплект Playstation VR (Без контроллеров MOVE) за 16000 рублей + консоль 21000 рублей. Контроллеры в сумме стоят около 5000 рублей. Итого получаем 42000 рублей за стартовый набор VR игрока на консоли. Для лучшего отображения игр SONY предлагает приобрести консоль версии PRO. А это уже другие деньги.
Пройдя несколько интересных проектов, мною было принято решение о продаже данного устройства, т.к. для меня главным минусом стало отсутствие региональной привязки цен в магазине PlayStation Store.
Из плюсов данного девайса хочу отметить:
+Эргономика. Очень качественное исполнение. Приятно сидит на голове. Не давит на голову, благодаря мягким подушечкам, которые расположены по всем тем местам, которые касаются головы. И вообще он приятно выглядит)
+Оптимизация контента. Все игры хорошо оптимизированы на конечного пользователя и вызывают минимум дискомфорта.
+Можно использовать устройство в полной темноте, благодаря светодиодным датчикам, расположенным на устройстве.
+ Отсутствие проблем и сложностей с установкой и настройкой оборудования.
Минусы:
-Отсутствие региональной адаптации цен на распространяемый контент.
-Низкое разрешение изображения.
-Плохой трекинг контроллеров MOVE
-Не большая игровая область. Камера охватывает не большую зону в которой вы находитесь.
После небольшого перерыва в VR играх, я все же решил вернуться в эту область развлечений, и начал поиски подходящего оборудования. В моем городе начали массово появляться VR аттракционы с разнообразными устройствами.
Начитавшись отзывов и всевозможных форумов попытал счастье с HTC VIVE. Сразу хочу оговориться, что основным критерием моих поисков были два варианта, это доступность контента (количество, качество) и качество изображения. И так, HTC VIVE. Одев этот шлем, я сразу ощутил неудобство его крепления. Vive оснащен ремешками без смягчающих подушечек, было такое чувство, что на голову одели ремень. Игрой в которую я поиграл на нем была Arizona Sunshine, кто играл знают, что в ней можно стрелять на далекие расстояния по противникам. В этом шлеме, мне не удавалось этого делать в полной мере из-за «москитной сетки» перед глазами. Уж сильно выражен Screen Door Effect. Зернистость в очках виртуальной реальности (Screen-Door Effect или сокращенно SDE) - эффект зернистости изображения связанный с низким разрешением установленных в очках дисплеев.
А вот отслеживание в пространстве у VIVE как по мне остается самым качественным. Правильное крепление датчиков слежения (или как их многие ошибочно называют «камерами») обеспечивает самую большую и точную систему отслеживания контроллеров и шлема. Ну и вес самого устройства для меня показался достаточно тяжелым. Я решил отказаться от покупки данного устройства, в том числе и из-за его цены, т.к. счел ее довольно высокой для такого уровня изображения и эргономичности исполнения.
Что мы получаем при покупке комплекта HTC VIVE.
Плюсы:
+Отличный трекинг контроллеров и шлема в пространстве.
+Большая база приложений и игр.
+Отличная оптимизация игр.
Минусы:
-Цена.
-Неудобное крепление к голове.
-Сложность настройки. (Установка дополнительного оборудования в квартире – датчики)
-Явный Screen Door.
Сам шлем, два контроллера и два датчика слежения. Цена за комплект в данный момент в среднем 50000 рублей. Деньги немаленькие. Поэтому перед покупкой советую все же испробовать на себе данное устройство.
Oculus Rift CV1 мною был испробован так же в одном из аттракционов. Тогда еще не было в продаже модели Oculus Rift S и контроллеров Oculus Touch, поэтому пришлось довольствоваться тем, что дали)
С изображением у данной модели было все гораздо лучше, чем у предшественников, т.е. Screen Door был гораздо меньше, и казалось яркость была выше (но это не точно). Крепление к голове так же без мягких проставок, что огорчает. К сожалению, играть в этом девайсе и держа в руках контроллер, было так же сомнительным занятием, мне нужно было погружение в игру. Контроллеров повторюсь не было, крепление к голове так же было не удобным. Но заманивала огромная база игр (эксклюзивы), которая разрабатывалась специально для данного устройства. Цена данного устройства составляет около 25000 рублей. Позже появились и комплекты со старым шлемом и контроллерами за - ~35-40 000 рублей.
В данный момент дополнительно к Oculus Rift можно приобрести контроллеры Touch за 14 000 рублей, в комплекте с дополнительным датчиком отслеживания. Одна базовая станция для него стоит около 7000 рублей, а нужно их 2. В сумме получаем 46 000 рублей.
Плюсы:
+Большая база приложений и игр.
+ Отличная оптимизация игр.
Минусы:
-Отсутствие контроллеров (в комплекте).
-Сложность настройки (установка датчиков слежения)
-Заметный, но уже меньший Screen Door, нежели у предшественников.
-Цена за полный комплект.
-Неудобное крепление на голову.
Характеристики Oculus Rift CV1
Есть более простой способ приобретения шлема данной марки, сэкономив на покупке контроллеров, приобретя сразу новую модель от Oculus – Rift S.
В ней нет станций отслеживания и уже в комплекте есть контроллеры. Цена на данный момент в среднем 40000 рублей.
Изменения в данном девайсе следующие:
1. Вместо баз для отслеживания добавили камеры на самом шлеме, что упрощает настройку оного. Вставил и заработало)
2. Изменилась комплектация. Добавили контроллеры.
3. Повысилось разрешение.
4. Уменьшился Screen Door.
5. Усовершенствовалось крепление к голове – добавили мягкие проставки, что улучшает пользованием данным аппаратом.
Если бы этот шлем вышел раньше, то он был одним из фаворитов в моем выборе VR гарнитуры.
После долгих и упорных поисков в интернете чудо-аппарата, перечитывая статью за статьей, я наткнулся на анонс гарнитур от майков, которые обещали нечто новое и прорывное.
Была анонсирована линейка устройств Windows Mixed Reality. Из нововведений было следующее:
1. Отсутствие датчиков слежения. (Они первые внедрили данную технологию, а именно встроили датчики слежения в свои устройства)
2. Увеличили разрешение картинки.
3. Практически убрали Screen Door.
Плюсы:
+Хорошее качество изображения.
+Большая база игр и приложений.
+Простота настройки.
+Удобное крепление шлема.
+Уменьшенный Screen Door.
Минусы:
-Плохой трекинг контроллеров. (При попадании в слепую зону, либо пропадают, либо улетают в неизвестном направлении)
-Нельзя играть в темноте.
-
В общем я сделал предзаказ) Заказал я именно Lenovo Explorer. В данный момент он стоит в среднем 40000 рублей. Samsung Odyssey стоил около 45-50 000 рублей. Мой бюджет был ограничен цифрой 40. Сейчас же Samsung стоит дешевле Lenovo, с чем связано сказать не могу. Разницы на тот момент, да и сейчас я особой не увидел, разве что разрешение чуть выше и добавились встроенные наушники у Samsung.
Характеристики у всех шлемов данной линейки практически одинаковые:
В линейке существует два типа WMR-шлемов
• Тип №1: Lenovo, Acer, Dell, HP, Asus
o Матрица 2.89 дюйма LCD RGB
o Разрешение матрицы 1440x1440
o Частота матрицы: 90 Гц
o Линзы френеля диаметром 42 мм
o Расстояние между линзами 64 мм
o Физическая регулировка межлинзового расстояния - Нет
o Программная регулировка IPD - Есть (59-67 мм).
Шлемы данного типа отличаются преимущественно дизайном и весом. Заявленные различия в угле обзора фактически не имеют значения, т.к. линзы и размер матриц судя по изображениям и отзывам одинаковые.
Краткие особенности и отличия шлемов:
Acer - самый бюджетный по исполнению шлем практически аналогичный Lenovo но с более низким качеством пластика. Лицевая прокладка дешевая поролоновая для людей с большим носом может давить. Вывод кабеля справа шлема.
Lenovo - имеет практически аналогичную Acer конструкцию, легкий вес. Имеет лучше качество контроллеров, лицевая прокладка и конструкция прижима к лицу аналогичная Acer. Вывод кабеля справа шлема.
HP - более тяжелый шлем, собран более качественно по материалам. В отличие от других имеет разъемный кабель для более простого убирания шлема. Разъем наушников снизу шлема добавляет проблему мешающегося провода от наушников. Вывод кабеля справа.
Dell - также немного более тяжелый шлем чем Acer и Lenovo, но имеет выше качество сборки и надежную конструкцию открывания забрала при которой кабель не натягивается как в остальных. По отзывам больше пропускает света в районе носа (подходит для большеносых). Вывод кабеля слева, как в Oculus и HTC vive Audio Deluxe не мешается более активной правой руке.
В итоге наиболее высокие оценки среди шлемов получили Lenovo (за вес) и Dell (за качество сборки, комфорт, более надежную конструкцию крепления кабеля и вывод кабеля слева).
• Тип №2: Samsung Odyssey
o Матрица AMOLED Pentile 3.5 дюйма
o Разрешение матрицы 1440x1600
o Частота матрицы 90 Гц
o Линзы френеля - диаметр 50 мм по вертикали
o Физическая регулировка межлинзового расстояния - Есть
o Встроенные наушники - Есть
o Samsung Odyssey имеет лучшее качество матриц (разрешение, цвета, контраст) и лучшее качество линз (низкое размытие по краям).
Плюсы:
+Простая настройка. (Воткнул и играй)
+Практически отсутствует Screen Door
+Высокое разрешение экрана.
+Большая база игр и приложений.
+ Наилучшее (Опять-таки, как по мне) соотношение цена качество.
+Самый легкий шлем (Lenovo Explorer)
Минусы:
-Плохой трекинг контроллеров. (Слепые зоны)
В этой статье я рассказал вам о тех критериях, которые по мне являются основными, а это изображение и удобство использования. По каждой характеристике я не стал проводить аналогии, не хватит сил и времени, а проще будет написать книгу «Я и VR». Как вы уже поняли есть множество устройств на вкус и цвет из которых можно сделать выбор, одни лучше отслеживанием контроллеров в пространстве, другие – качеством картинки, третьи шикарной оптимизацией приложений. Качество линз и прочих технических мелочей затрагивать не стал, это текст на отдельную статью. Надеяться в ближайшем будущем на шлемы с сумасшедшим разрешением не стоит, т.к. разработчики обычных игр стараются разрабатывать игры для стандарта Full HD и не стремятся покорять разрешенческие высоты, потому как их игры попросту не будут покупать большие массы людей. Не говоря уже о шлемах по цене в 60-100 к. И как итог – нет смысла ждать следующего поколения, потому что особых прорывов в этой технологии ближайшие 5 лет не предвидиться. В итоге могу сказать:
1. Выбирать устройство нужно из личных потребностей.
2. Без VR опыта покупать в слепую НЕЛЬЗЯ, может не понравится, может укачивать, может не оправдать ожидания.
3. Выбирать гарнитуру исходя из свободной жилплощади, пространства на игру.
4. Покупаю гарнитуру проверить ее специальной утилитой на совместимость.
5. И в конце концов подумать: «Смогу ли я в это часто играть или через месяц закину на антресоль вещь за 30-50К?»
Всем спасибо кто смог прочитать мой несвязный бред, надеюсь кому – то помог с выбором. Да прибудет с вами сила друзья)